Плюсы и минусы детских садов | Есть ли польза от детского сада? | Forbes Education — обучение в России и за рубежом

0
1700

Многие родители опасаются отдавать ребенка в детский сад, ведь там другие дети могут научить его «плохому», он будет постоянно болеть, неизвестно чем заниматься и т.п.

Есть ли польза от детского сада?
Чего действительно стоит остерегаться?
Как минимизировать риски?

Елизавета Кричевец, эксперт Фонда «Университет детства», кандидат психологических наук, к основным плюсам, помимо того факта, что у родителей появляется свободное время, чтобы восстановиться и избежать выгорания, относит следующие моменты:

появляется режим дня и складываются ритуалы (не всем родителям и няням удается его выстроить правильно);

ребенок социализируется, коммуницирует с большим количеством новых людей (и с детьми, с которыми надо налаживать контакт и учиться взаимодействовать, и со взрослыми).

Мы, как родители, конечно, стараемся находить детский сад, где доброжелательные взрослые, но все же это разные люди, с разным темпераментом. У ребенка появляется много собеседников, от которых он узнает что-то новое и которые его выслушивают. И еще очень важный аспект: детский сад для ребенка — это возможность играть с ровесниками в разные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, спонтанные, игры с правилами), ведь дома не всегда удается такое реализовать, — комментирует Елизавета Кричевец.

Конечно, как у любой медали, у посещения детского сада есть и оборотная сторона. К числу основных рисков, по мнению эксперта, можно причислить:

контакт с инфекциями: ребенок начинает много взаимодействовать с другими людьми, а значит, возрастает риск заболеть;

большое количество занятий: детям сложно успеть осмыслить весь поток информации; важно дозировать нагрузку, не брать все возможные дополнительные занятия, а если в саду их все равно достаточно много, то хотя бы не нагружать ребенка кружками после сада.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как собрать ребенка в детский сад: какие вещи ему понадобятся

Можно ли дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Если у родителей достаточно ресурсов и они готовы организовать игровую среду, где у ребенка будет возможность общаться и играть, то можно. В данном случае, речь не о развивающих занятиях, а именно об игре. И главное – должна быть детская среда, в которой ребенок будет иметь возможность взаимодействовать с другими детьми. Не эпизодически, а постоянно, хотя бы три раза в неделю. Для этого не подходят развивающие занятия, где инициатива исходит от педагога, детская площадка также не является лучшим вариантом, поскольку дети там, в основном, просто бегают.

Можно взять няню, но и тут есть определенные риски. Обычно няни выстраивают очень личные отношения с детьми, а в любой момент может произойти резкая смена няни, что может сильно травмировать малышей.

По мнению основателя Фонда «Университет детства», сооснователя и президента Рыбаков Фонда, Екатерины Рыбаковой, сейчас норма очень вариативна и нас никто не заставляет идти по пути, где существует только единственный вариант. Если у мамы есть потребность реализовываться, выйти на работу, то это тоже вариант нормы, и она ни в коем случае не должна чувствовать себя виноватой, отдавая ребенка в детский сад.

В каком возрасте ребенка лучше всего отдать в детский сад?

Оптимальный вариант — с 3 до 4 лет. В четыре года активизируется сюжетно-ролевая игра и у ребенка должна быть возможность наиграться. И это время, когда надо начать «отрываться» от родителей, чувствовать себя независимым, стать участником коллектива, в котором есть определенные правила.

Кому детский сад рекомендован, а кому противопоказан?

Группа с правилами, определенным укладом, познавательным содержанием и с возможностью спонтанного взаимодействия и игры с другими детьми, полезна практически всем (тут речь может идти необязательно о саде, но и о схожей среде).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Советы педагога-психолога

Детям с нарушениями коммуникации и речи совершенно точно такая среда полезна для того, чтобы у них была возможность оттачивать навыки в естественной обстановке, иначе можно «повиснуть» в вакууме.

Родителям детей с заиканием (в момент начала заикания нельзя резко менять обстановку) и с какими-либо эмоциональными сложностями (например, в момент развода родителей) нужно с осторожностью выбирать, когда и в какой сад отправлять ребенка.

Противопоказан детский сад может быть детям с соматической ослабленностью, со снижением или нарушением иммунитета.

«Садовские» и «домашние» дети отличаются друг от друга? Чем?

Это сложный вопрос. В большей степени они могут отличаться поведением. Но ведь детские сады и их выпускники могут быть разными. Домашние дети в чем-то более свободные, но в то же время и меньше склонны договариваться. Садовские должны быть в целом более организованы и у них обычно лучше развиты игровые навыки.

У домашних ребят могут быть небольшие сложности в школе, поскольку они не имеют привычки к общему укладу и к фронтальной инструкции: когда учитель говорит для всех, домашний ребенок может это к себе не относить.

Важно помнить, что, принимая решение о том, отдавать ребенка в детский сад или нет, нужно учитывать конкретную ситуацию, ценности семьи, индивидуальные особенности ребенка. Домашнее воспитание требует большой вовлеченности, а детский сад может облегчить жизнь родителей, взяв на себя часть ответственности за организацию развивающей среды для ребенка.

]]>