ВОПРОС: Добрый день!С моим ребенком происходит чтото непонятное.Он был самым спокойным ребенком,никогда не капризничал,не истерил.В последнее время после прихода из детского сада он уже с порога начинает капризничать,извиваться,невозможно раздеть,падает на пол и ревет.После того как разденешь не меньше полчаса надо на успокоение что бы не предлагали ему все выбрасывается.Опять падание на пол и так минут 30.Ничто не помогает ни уговоры,ни ласка.Силу не применяю,но иной раз шлепнуть очень хочется.Без повода начинает плакать,может на месте прыгнуть,кувыркнуться,убежать и т.д. с ревом причем.Просто уже руки опускаются.Подскажите что делать? (2 года 5 мес)
ОТВЕТ: Здравствуйте, Алсу! Такие аффективные вспышки у детей часто наблюдаются в возрасте после года. Родители видят, что их спокойный ребенок вдруг периодически впадает в истерику, наблюдают крик и плач без «видимых» причин. Однако причины существуют. Подобные признаки мы можем наблюдать у людей всех возрастов, только чем старше мы становимся, тем лучше учимся управлять своим психическим состоянием. У детей эти механизмы еще очень несовершенны, поэтому напряжение и усталость у них выходят вовне подобным способом. Нервная система «разряжается» в привычной для ребенка обстановке, т.е. дома. А в детском саду он вынужден сдерживать свою энергию и не давать ей приемлемого выхода. Напряжение, накапливаясь, дает на выходе такой «патологический», с точки зрения родителей, всплеск.
Потом Ваш малыш входит в кризисную стадию трехлетнего возраста. Идет становления своего «Я», осознание собственной позиции, желаний. Возможно, ребенок наиболее остро начал переживать возникающие противоречия.
Так что же делать? Надо избегать переутомлений. Постарайтесь немного изменить режим дня. Если есть возможность, забирайте малыша пораньше из садика. Лучше, если это будет до обеда. Попробуйте дать ему больше «выходных» дней. Погуляйте, почитайте ему книжку, порисуйте вместе в спокойной обстановке. Ведь ничто так не успокаивает ребенка лучше, чем собственная любящая, целующая, обнимающая мама. Тактильный контакт с ребенком является тоже очень важным условием в сохранении его внутреннего покоя. Очевидно, что именно детский сад является провокацией подобных аффективных вспышек малыша.
К сожалению, Вы не пишете, как давно сын ходит в сад. Если это новый период в жизни малыша, то перед Вами полная картина «издержек адаптации». Двух-трехлетка еще не может внутренние ощущения выразить словами. Помогите ему обозначить это состояние: «Ты сердишься, потому что ты очень устал». Оставьте его, не предлагайте ничего делать. Просто принесите стул или отнесите его в комнату и скажите: «Я буду очень ждать, когда ты успокоишься». И спокойно выходите из комнаты.
Ваше состояние тоже очень важное условие «выхода» малыша из подобных аффективных вспышек. Не кричите, не шлепайте его. Этим Вы только загоните состояние напряжения еще глубже.
И еще один очень важный момент — маленькие дети лучше понимают команды «вперед», чем команды «стоп». Поэтому, когда малыш плачет, Вы не просите его прекратить плач, а лучше скажите: «Подойди ко мне», «Сядь рядом со мной», «Давай пойдет в комнату вместе». Конечно, все это требует огромной выдержки и терпения. Но кто сказал, что воспитание детей — это просто?
С уважением, Виктория Фадеева.